Ингушетия — самый информационно закрытый регион

Ингушетия – аутсайдер целого ряда рейтингов прозрачности власти. Из рук вон плохо работают порталы правительства, Народного собрания и администрации Назрани. У многих министерств и госучреждений сайтов либо вообще нет, либо просрочены все сроки аренды доменных имен. Чиновникам жалко заплатить пару тысяч рублей – видать, информационная открытость у них не в приоритете.

Ингушетия – последняя еще в одном рейтинге

«На сегодняшний день количество сайтов госорганов зашкаливает, сайты реализованы без навигационной и сервисной связанности друг с другом, используют различные дизайн-решения.

Информация на государственных сайтах в основном не адаптирована для рядовых граждан, часто дублируется с другими ведомствами, не проводится оценка эффективности затрат. Отсутствует модель «одного окна» доступа ко всем web-сервисам государства.

Как результат, сайты недостаточно посещаются гражданами, инвестиции в их развитие и эксплуатацию не оправдываются, а образ государства на примере таких сайтов не соответствует лучшим практикам», – такую неутешительную оценку результатам внедрения системы «Открытое правительство» дают в правительстве РФ.

Ежегодно оценивается, скажем, информационная открытость органов региональной власти. И по итогам прошлого года на самую низкую позицию эксперты поставили именно Ингушетию (ее соседями являются еще пять южных республик – Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечня, Калмыкия и Дагестан). Вот основные претензии к ингушскому правительственному сайту:

  • отсутствует форма для электронного обращения;
  • отсутствует возможность записать на личный прием онлайн;
  • отсутствует возможность отследить этап работы органа власти над обращением гражданина;
  • отсутствует возможность изучить обзоры обращений от других пользователей.

Такие же проблемы эксперты отмечают и на сайте Народного собрания Ингушетии: по итогам 2018 года в рейтинге информационной открытости он оказался… в последней десятке (более свежий рейтинг еще не опубликован). В последней трети рейтинга оказалась и администрация Назрани.

Сомнительный прогресс за 87 млн рублей

На содержание информационных систем в Ингушетии регулярно выделяются огромные средства. В частности, в 2014 году на «Региональную информационную систему управления общественными финансами» потратили из бюджета 21,4 млн рублей, в 2015 году – 20 млн рублей, в 2016 году – 25 млн рублей, в 2017 году – 12 млн рублей, в 2018 году – почти 9 млн рублей, в прошлом году – еще почти столько же.

И понятно, почему пришлось тратить такие огромные средства: если по итогам 2015-2017 годов Ингушетия занимала предпоследнее либо последнее место в рейтинге Минфина РФ по открытости бюджетных данных, то уже в 2018 году она «поднялась» до 59-го места. Ну, можно сказать, что это кой-какой прогресс… За 87 миллионов рублей!

Но сайт Минфина Ингушетии хотя бы работает, а у многих государственных ведомств – нет! Так, по подсчетам «Шестого», из всех госучреждений Ингушетии даже у трети вообще нет интернет-сайта. У четырех министерств вообще не работают сайты:

  • Министерство имущественных и земельных отношений (www.mizo-06.ru),
  • Министерство культуры и архивного дела (www.mincultri.ru),
  • Министерство природных ресурсов и экологии (www.komecori.ru),
  • Министерство экономики, промышленности и торговли (www.ekonomri.ru).

Бывают порой просто анекдотичные ситуации. На республиканском портале имеется ссылка на портал Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания… но ведет она на страничку «Руспортала», которая сообщает, что организация ликвидирована.

Не стоит и говорить об удобстве и дизайне официальных сайтов госведомств. Скажем, на сайтах Региональной тарифной комиссии (www.tarif06.ru) и инспекции гостехнадзора (www.gtn-06.ru) можно прочесть «свежайшие» новости, датированные еще позапрошлым годом. С тех пор, видим, в этих ведомствах ничего не происходило. «Состояние сайтов, сейчас мне напоминает работу всего руководства республики», — пишет у себя на странице в фейсбуке главный редактор «Шестого портала» А. Бузуртанов, приводя в пример недавнюю попытку сделать сравнительный анализ доходной части бюджета региона, используя сайт Минфина Ингушетии, где самые «свежие» цифры были датированы 2017 годом. При этом надо отдать должное ответственным сотрудникам ведомства, которым достаточно было увидеть упоминание о себе в соцсетях, чтобы в комментариях к посту «правильно» сориентировать автора поста на искомую информацию и удалить «кривые» разделы сайта Минфина РИ.

Не существует сайта республиканского Ветеринарного управления (www.vetupravlenieri.ru), а у иных ведомств попросту не продлена аренда доменного имени. Цена вопроса – копеечная. Но, видимо, чиновники не считают необходимым выделить несколько тысяч рублей на то, чтобы заиметь портал.

Блогер Ханифа Оздоева, по стечению обстоятельств специалист по информационной безопасности, в одном своем посте обращает внимание на защиту персональных данных при введении их, например, в формы обратной связи, где отсутствует сертификат безопасности. И как пример приводит сайт Правительства Ингушетии. «Как узнать защищены ли данные? Если сайт защищен, то у него должен быть вот такой замочек рядом с доменным именем, как у фейсбука. А если не защищен, то как у сайта Правительства РИ будет, или восклицательный знак, или написано «не защищено».» — пишет Оздоева   

Хоть я и юрист по образованию (по одному из), моя дипломная работа была посвящена информационной безопасности. И один из…

Опубликовано Ханифой Оздоевой Вторник, 7 января 2020 г.

Федеральный закон №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ст. 4) прямо обязывает чиновников обеспечивать работоспособность сайтов их ведомств. А ст. 13.27 КоАП РФ («Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет») классифицирует действия чиновников, которые не занимаются содержанием сайтов, как административное правонарушение. И руководитель ведомства должен заплатить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. А ведь по каждому поименованному сайту можно найти десятки нарушений…

Ингушетия погибает без электронных карт

Еще одна проблема, которая крайне актуальна для Ингушетии, – это отсутствие точных электронных спутниковых карт. Оно связано с медлительностью как государственных структур (Росреестра и госкомпании «Роскартография»), так и частных. Но отсутствие карт всерьез затрудняет работу ингушского бизнеса: в большинстве населенных пунктов региона не работает «Яндекс.Такси», системы позиционирования бизнеса типа «2ГИС». Без современных цифровых карт трудно не только таксистам и предпринимателям, но и простым туристам…

Здесь уместно упомянуть и скандал последних дней, связанный с отображением городов и сел Ингушетии в навигационном разделе портала «Госуслуги» как часть территории Чечни и Осетии. Дискуссия вокруг этой проблемы, развивалась в русле версий «ошибка» или «заговор». Понимая, что вторая и наиболее популярная версия чревата ненужными потрясениями в уже крайне напряженной политической обстановке, власти республики попытались замять скандал, максимально оперативно отреагировав и обратившись в федеральные структуры, ответственные за корректную работу портала «Госуслуги». И для этого надо было ждать несколько лет…

Чаблин Антон