Неутешительные итоги большой стратегической сессии и дубль 2 развития Северного Кавказа

Довольно внушительная группа чиновников нового правительства РФ и региональных руководителей, после недолгих дискуссий пришла к выводу, что экономику Северного Кавказа придется перезапускать заново с новыми программными установками.  

В 2013 году на заседании Совета безопасности Президент отметил многоплановость проблем Северного Кавказа и поставил задачу основательного ресурсного обеспечения и жесткого контроля за расходованием средств в СКФО.

В 2020 году на стратегической сессии «О приоритетах развития Северного Кавказа» в Счетной палате РФ выступили главы регионов СКФО, члены правительства РФ, полпред по СКФО и подвели следующий неутешительный итог:

— Северный Кавказ по-прежнему отстает по индексу промышленного производства, по темпам роста жилищного строительства, уровню безработицы и росту денежных доходов:

— численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в СКФО значительно выше среднероссийских показателей;

— не реализованы предусмотренные «Стратегией Северного Кавказа» инвестиционные проекты – строительство промышленных объектов, школ, лечебно-оздоровительных комплексов;

— более 2 трлн руб. направлено в регион на решение социально-экономических задач за последние пять лет, из них более 60 % средства федерального бюджета;

— на реализацию нацпроектов в 2019 г. направлено более 70 млрд руб.;

— на реализацию госпрограмм потрачено 200 млрд руб.;

— за последние 10 лет инвестиции в основной капитал в регионе увеличились более чем в 2 раза и составили 550 млрд руб.;

— темпы сокращения жилищного строительства в СКФО превышают среднероссийские на треть;

— общий объем аварийного жилья в регионе составляет 230 тыс. кв. м., в них проживает более 15 тысяч человек;

— безработица – более 11%, по стране – 4,6;

— низкий уровень доходов населения – среднемесячная зарплата составляет 61% от среднероссийской;

— сохраняется высокий уровень задолженности по зарплате – более 300 млн руб. (ранее полпред Чайка сообщал о 600 млн. руб.);

— в социальной сфере существуют проблемы оснащения медицинских учреждений современной техникой и лекарственным обеспечением льготной категории населения, не хватает мест в детских садах, в ряде субъектов образовательный процесс ведется в три смены.

И на этом фоне Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на этой же Стратегической сессии сообщает: «Мы решили объединить усилия для эффективного достижения приоритетов развития страны. Для этого мы хотим обсудить реализацию государственных программ, деятельность институтов развития, вопросы цифровизации и образования в регионе с главами субъектов, входящих в состав СКФО, представителями федеральных и региональных органов власти, экспертами по проблемам Северного Кавказа и представителями бизнеса макрорегиона. Это будет своего рода учеба для всех нас».

Ну что тут скажешь…? Ай да дубль два!

Кавказ – площадка для бесконечных и болезненных экспериментов в области экономики, политики, ужесточения законодательства, ограничения прав, социальной обделенности и военного дела. Никто и не заметит, что ветер подул в другую сторону, так как обществу недоступно влияние на свою судьбу при определении очередной «пятилетки». Наглядный пример тому Республика Ингушетия, где общество указывающее на ошибки власти и требующее соблюдения своих прав, может оказаться в изгоях, а в худшем случае экстремистским.

Среди прочих выступающих высказался и Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов, который, если очень хорошо задуматься над его следующей цитатой: «результаты завершившейся сессии показали финансовую ситуацию не только в республике, но и в целом в СКФО с нового ракурса. «Наш регион действительно перспективный, ему уделяется большое внимание. И мы должны это внимание оправдать и, первым делом, развивать экономику внутри. Задействовать и модернизировать те предприятия и бизнес, которые уже существуют в республике», – по сути ничего не сказал.

Непонятно, почему Главой не обозначается реальная картина плачевного социально-экономического положения республики и отчасти связанного с ним общественно-политического кризиса, почему не называются главные причины приведшие к этому и не требует призвать к ответу своего предшественника и его Ко, которые провалили практически все крупные проекты по перечисленным участниками федеральным проектам, чтобы последующим неповадно было. Только неотвратимость наказания может остановить коррупционеров, а чиновников заставить вспомнит свои обязанности.

 Хотя, впрочем, последующие …   

Элберд Сагов