Порочный круг проблем ингушского бизнеса

Догонять прогресс без надежды на успех, занятие сами понимаете на столько же привлекательное, сколько и малоперспективное. Ингушский предприниматель вынужден это делать, преодолевая границы разумного понимания, что пора бросить все и уехать туда где эти проблемы решили 100 или 200 лет назад. Ниже рассуждения не о прорывных решениях, а об элементарных условиях, на создание которых властями разных уровней, в Ингушетии, за последние годы «потрачены» миллиарды бюджетных средств, при этом сохранив проблемы в лучших традициях консервации археологических древностей.

Регулярное выключение электроэнергии, перебои с питьевой водой или забитая городская канализация – это не только повседневная жизнь, омрачающая быт жителей республики, живущих не только на окраинах, но и главное препятствие на пути качественного роста малого бизнеса, (о недополученных в бюджеты разных уровней налогах, мы не рассуждаем, как о банальностях, вызывающих лишь смех). И это в центре Назрани — самого крупного города Ингушетии.

г. Назрань, ул. Муталиева

На участке улицы Муталиева от района старого автовокзала до ИРКБ, одна из самых высоких концентраций крупных торговых центров, различных сервисов, кафе, частных клиник и других видов предпринимательства и, редкая неделя здесь проходит без «приключений», выбивающих бизнес из колеи, тянущих с предпринимателей допрасходы и изматывающих нервы клиентов. Обо всем этом в курсе городские и республиканские власти, ЖКХ службы и поставщики энергоресурсов.

Уже как минимум 10 лет как предприниматели и представители бизнес-сообществ таких как «Ассоциация молодых предпринимателей Ингушетии» и «Опора России» публично на встречах с чиновниками, на форумах, в оценках для аналитических центров и в соцсетях тщетно требуют обратить внимание на эту проблему и, освободить бизнес от необходимости неформального обслуживания городских коммуникаций, дать возможность стабильно работать и зарабатывать, не прерывая процессы производства товаров и услуг, высвободить средства и время для работы над улучшением бизнес процессов.

Значительная доля ответственности за эти токсичные условия ведения бизнеса лежит на владельцах коммерческой недвижимости, которые на фоне не самых комфортных технических условий и неадекватных цен, усугубляют эту картину и тем, что мало кто из них берет на себя обязательства за обслуживание общих пространств, бесперебойное обеспечение водой, электричеством и работы канализации. У арендодателей выраженная проблема обратной связи арендаторами, за исключением момента бескомпромиссного сбора арендных платежей и, они практически полностью самоустранились от участия в разбирательствах с муниципальными властями и поставщиками энергоресурсов, они никогда (за редким исключением) не компенсируют бизнесу простой и не требуют этого и с виновников сбоев.

По мнению владельца сети этно-кафе «Из тьмы веков» Анзора Ведзижева, имеющего 4 года в ресторанном бизнесе Москвы, на это есть несколько специфические, но объективные причины:

«Проблема тут больше ментальная — все друг другу родственники – это влечет за собой своеобразное давление. Арендодатель не хочет легализоваться и платить налоги, соответственно не спешит заключать официально договоры с арендаторами и обслуживающими организациями. Отсюда вытекает проблема невозможности официального обращения и жалоб в госструктуры. Кто-то боится последствий в виде всевозможных проверяющих в качестве обратной реакции. При коллективных обращениях, подобные проблемы решаются несколько проще. Но как разорвать этот порочный круг?!»

Анзор Ведзижев

Поведение владельцев коммерческой недвижимости в Ингушетии, часто не поддается логическому объяснению, как с точки зрения хозяйского отношения к своей собственности, так и понимания бизнес процессов — вовлеченности в коммерческий оборот инвестиций в недвижимость, износ, амортизация тп. У большинства из них, пространства простаивают. Небольшое исследование по изучению рынка коммерческой недвижимости, проведенное Фондом «Свое дело» совместно с Коворкинг-центром «Станция метро» показало, что в подавляющем большинстве торговых центров в Ингушетии, офисные и торговые площади на уровне третьего этажа и выше не востребованы. Или недоступны бизнесу по цена-отдача, отсутствуют гибкие схемы оплаты для привлечения и удержания новых арендаторов.  

В этой цепи выживания в условиях дикого капитализма с местной спецификой, вина за сложившуюся ситуацию, нередко лежит и на самих предпринимателях, арендующих площади у нуворишей из 90-ых и новых олигархов от власти, которым понятна лишь одна схема – забирать, заглядываясь на остаток. На тех предпринимателях, которые осознают наличие перечисленных проблем, и не стремятся к повышению, своих требований к техническому качеству и культуры арендных отношений.   

Сообщества предпринимателей, лоббирующих свои интересы, к примеру, регулирующих арендные отношения на рынке коммерческой недвижимости, заслуживают такой громкий эпитет как экзотика. Об их существовании и успехах вряд ли можно, что-то найти. Видимо проблема припекла так, что среди тысячи арендаторов по республике, нашлись и такие, что пришли к пониманию необходимости борьбы не с заторами в городской канализации, а адресного требования с тех, кто обязан этим заниматься. По мнению руководителя регионального отделения общероссийской организации по защите интересов МСП «Опора России» Магомеда Матиева практика объединения предпринимателей или координации действий по отстаиванию собственных интересов не очень распространена в республике, но все же прецеденты существуют.

Буквально в августе, парикмахеры, стоматологи, владельцы магазинов, рекламщики и другие предприниматели арендующие помещения в ТЦ «ТАК» при содействии Фонда «Свое дело» собрались в большом зале, чтобы обсудить между собой и с владельцами торгового центра проблемы и перспективы их решения.

Встреча арендаторов и владельцев тц «ТАК»

М. Матиев, видит в подобной практике возможности роста и стабильности для всех сторон арендных отношений:

«Понимание потенциальных выгод от готовности арендодателей выслушать арендаторов, особенно по болезненным для Ингушетии вопросам обеспечения условий бесперебойного электропитания, оперативного устранения хозяйственных проблем и гибкости в арендных платежах, ведет к повышению привлекательности площадей и соответствующей их загрузке в более долгосрочной перспективе.

Магомед Матиев на встрече арендаторов и владельцев тц «ТАК»

Исследование рынка коммерческой недвижимости, проведенное Фондом «Свое дело» при сравнительном анализе выявило, что к примеру, в торговом центре «ТАК» благодаря гибким и качественным арендным условиям, сложилось комьюнити предпринимателей, которое эффективно использует возможности коллективного рассмотрения и решения проблемных и не только вопросов. Здесь формируется особая атмосфера, которая создает дополнительную мотивацию развития бизнеса.»

Сколько угодно по принципу «Халва, халва», мы можем повторять об освоении продвинутых методов продаж, техническом оснащении, новых технологиях или дизайнерских решениях, но когда в красивом офисе воняет канализацией или не работает туалет, без электричества пропадает интернет, связь с клиентами или инструментами продвижения, а чувствительная техника останавливаясь ломается и создают брак,  и нет воды чтобы помыть посуду в кафе, все эти разговоры о высоких материях и реляции о достижениях экономики республики звучат лукаво. И хождение по этому порочному кругу будет бесконечным, пока все участники процессов не обозначат свои интересы, ясные правила игры и четкие цели которые стремятся достичь используя друг друга, не прикрываясь благородными порывами заботы о чужих интересах.   

Последние данные по последствиям от карантинных мер, среди регионов с худшими показателями падения уровня прибыльности бизнеса за март-май 2020 года, первое место с отрывом на около 3000% от ближайшего несчастного региона РФ занимает Ингушетия. Казалось бы, что еще должно произойти чтобы предприниматели мобилизовались в поисках решений, а власти начали беспокоится нарастающим проблемам сокращения доходов вместе с увеличением безработицы, для стабилизации обстановки, начав со снятия элементарных, если не сказать смешных для 21-го века барьеров развития бизнеса.

Ахмед Бузуртанов