Процесс роста нетерпимости и сегментации среди сетевых лидеров мнения

Многие активные пользователей сецсетей в ингушском сегменте, и в большей степени в Facebook, отмечают кризис отношений между лидерами мнений, который пронесся за последнюю неделю. Как отметил в своем посте в связи с этим один из наиболее степенных и глубоко мыслящих наших коллег Тимур Ужахов, в купе других, налицо и проблема ограниченности передачи и восприятия мыслей и эмоций через тексты.

В целом, так и есть. В жизни мы не допускаем таких накаленных отношений, так как обходим все острые моменты, оставляя недосказанным и недопонятым вопрос, едущий к эскалации отношений, это на ряду с тем, что в офлайне мы более обходительны и имеем больше терпения выслушать (более комплексно — увидеть физическую реакцию) прежде чем поддержать или оппонировать.

В силу занятости, не получается, как хотелось бы участвовать во всех интересных и важных дискуссиях, так как это где-то влияет на сознание и действия непоследних в обществе людей и как-то нивелировать деструктивные моменты, вызванные, в том числе выше обозначенными проблемами. Есть определенное понимание необходимости модерирования этих процессов, универсальными лидерами мнения сетевого общества, хотя бы на момент, когда острота дискуссии по актуальным общественным темам достигает критической массы, и может повлечь к разрыву отношений между важными участниками гражданского общества. Только надо заметить, что позиционирование себя сторонним наблюдателем в белых перчатках, изредка отпуская свой «фи», тоже можно отнести к одному из сетевых комплексов. Здоровое сознание должно толкать на возвращение дискуссии в благоразумие и поиск компромиссов в спорных вопросах, примирения там, где отсутствует почва для разлада.       

Это на мой взгляд важное с точки зрения социологии явление для ингушского сетевого общества, в котором очень аккуратно относятся к своим и чужим словам во время диалога внутри национального сообщества, так как за этим стоят хоть немного и размытые, но, все еще крепкие традиционные методы выяснения отношений в офлайне. Связи с последним обстоятельством необходимо отметить, что все эти процессы происходят в основном между теми, кто не прячется за анонимными аккаунтами, есть конечно и такие, но их соответственно «серьезно» и воспринимают, к тому же часто просто блокируют. Идет процесс сращивания виртуальных и реальных отношений. Если раньше основная масса предпочитала анонимно выражать, даже вполне себе мирные и здравые мысли, то сейчас многие под своими именами затрагивают довольно сложные и болезненные вопросы, которые в итоге проецируются и на отношения в реальной жизни. И это здорово на мой взгляд.     

Кстати эта волна обострения отношений идет между условными единомышленниками в глобальном понимании необходимости развития, и во многом вызвана была, общественно-политическим кризисом последнего года, и видимо перетекает в новые формы. Если ранее достаточно было понимание и общее отношение к происходящему на уровне общество и власть, то сейчас идет детализация внутри одной позиции, где очерчиваются внутренние условные границы между традиционалистами (в том числе модернисты и консерваторы), людей с относительно либеральными взглядами и незначительной группой религиозных, которые считают возможным снизойти до подобных дискуссий без пренебрежения к оппонентам (где так же, как и с традиционалистами не все однозначно). Между этими группами есть свои промежуточные и гибридные мнения. Не обходится без провокаторов (в том числе и в хорошем смысле), умников и хейтеров.

Как всегда, вынужден констатировать, что к сожалению, ни у одной из групп нет ярко выраженной программной позиции, чтобы избегать недомолвок и разочарований. А представьте себе это поле, напичканное эмоциональными минами с отсутствующими картами поведения?! Да и судя по реакции на немногочисленные предложения по переходу из бесконечной дискуссии в проектную деятельность по разрешению обсуждаемых вопросов, можно предположить, что часто мы наблюдаем споры ради самих споров и стороны в большинстве своем выдают незрелые идеи или предлагают решения без учета важных промежуточных обстоятельств. Тут так же налицо проблема ощущения реальности и попытка действовать по известным и где-то успешными шаблонами. Благо в этом процессе есть «зрители», которые никак себя не проявляют, но делают выводы. 

Если отмотать время немного назад, мало кто представлял себе, что такая картина может сложится, среди соратников по борьбе за права и интересы народа, которых сплотили общегражданские инициативы, собравших в одну группу ранее непримиримых оппонентов. И это все на фоне незавершенных процессов преодоления все еще общих для нас проблем.  

Наблюдаемые разногласия не несут в себе каких-то разрушительных последствий, и в принципе легко преодолимы. Если обернуться назад и посмотреть, можно увидеть, что это шлейф мелких проблем обособления, пессимизма и культуры общения, которые мы оставляем своим узкоколейным движением в и так ограниченном пространстве. И здесь конечно проявляется наш пресловутый индивидуализм.

В целом все это процесс неизбежной эволюции как сознания, так и его выражения в общественной дискуссии или деятельности. Меня больше беспокоит лишь то обстоятельство, что все эти интеллектуальные споры имеют низкий коэффициент капитализации. По пальцам одной руки можно посчитать тех, кто понял себя и свою роль в этом пространстве и сумели хотя бы принять полумеры. Кто-то отказался от сбивающих с толку споров в комментариях и переключился на системные публикации, кто-то ушел в прямое вещание, например, через каналы Телеграма без открытого feedback, кто-то остался как переросток не понимающий, как сменить форму. Как ни странно, за все это время не получилось наблюдать, чтобы выявились серьезные публицисты (как в старые добрые времена «Живого журнала»), не нуждающихся во внимании и хайпе. Отсутствие инстаграм-славы или скандалов вокруг своей персоны, они воспринимают как отсутствие интереса к своей мысли и деятельности.

Кстати информационный проект «Шестой портал» (www.6portal.ru) задумывался как один из возможностей роста сетевых мыслителей, их перехода в экспертный формат, конкуренции среди равных. Но к сожалению, для большинства желание самоутверждаться над «мракобесами» пока еще выше чем потребность в свободном самовыражении или влияние на интеллектуалов.       

Имея полупрофессиональный интерес к рассматриваемому процессу, стараюсь значительно шире и через другие линзы наблюдать и участвовать в происходящем, чем кому-то может показаться, что объектом данного анализа является конкретно кто-то. Все мы имеем право на тот формат диалога, который нам по душе, а может и по возможностям, так же, как и долю критики, как плату за невербальное вмешательство.    

Вот видите как, начал за здравие закончил за упокой, сам такой же)))

Ахмед Бузуртанов